Сейчас 7530 год по славянскому календарю.

Что он из себя представлял и почему он на намного продуманней григорианского

Сейчас мы (и большая часть мира) живём по григорианскому календарю. Но есть и другие: китайский, еврейский, календарь Майя, вавилонский, египетский и много-много других уже забытых календарей.

Что означает слово календарь

Само слово «календарь» — откуда оно взялось? Официальные источники говорят, что «calendarium» с латинского переводится как «запись ссуд», «долговая книга». Типа римские должники выплачивали по календарю свои долги и платили налоги. Звучит убедительно, но если покопаться в латинском языке, то становится понятно, что происхождение этого слова неясно. И вполне возможно, что оно было заимствованным.

Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачивали долги или проценты в первые дни месяца, т.е. в дни календ (от лат. «calendae» или «kalendae», ещё «календы» ‒ название первого дня месяца у древних римлян). А вот у греков календ не было. По­этому о закоренелых неплательщиках римляне иронично говорили, что они вернут долг в греческие календы, то есть неизвестно когда. Это выражение стало крылатым во многих языках мира.

Если вернуться к латинскому языку, то выясняется, что «долг» на латыни «debitum», «книга» ‒ «libellus», «liber libri». «Записка» ‒ «nota», «litterae». Записка в смысле «блокнот» ‒ «album», «tabella». «Ссуда» будет «faeneror». А некоторые первую часть от «calendarium» слово «caleo» переводят как «провозглашать», но перевести «ndarium» (или хотя бы «darium») они не могут. Видно, что calendarium ничего общего с судами и долгами не имеет. Так может это слово позаимствовали у нас?

В то же время славянский календарь имеет название Коляды Даръ, то есть подарок Коляды — Светлого Иерарха, который по приданию подарил календарь нашим прапредкам. Попробуйте несколько раз быстро произнести «Каляды Дар» и у вас получится почти «календарь».

Календарь и Пётр I

Пётр I прорубил окно в Европу и в то же время зарубил много всего отечественного (сейчас бы Петра I назвали прозападным политиком). В том числе славянский календарь. Одним из его первых указов был указ о введении юлианского календаря и переносе нового года с сентября на январь. Указ датирован 7208 годом. Но не от Рождества Христова, разумеется, а от Сотворения Мира в Звездном Храме (СМЗХ).

А что это такое за СМЗХ (Сотворение Мира в Звездном Храме)?

Сотворение не в том плане, что Бог создал всё и с этого момента начался отсчет. «Сотворение» в данном случае как синоним слова «заключение». А «мир» не в плане планеты и всего живого и неживого, а в плане «нет войны», «мирное время». Звездный Храм — это не храм на звездах, а так просто назывался год, в который произошло заключение мира (каждый год в славянском календаре имел своё название, но об этом ниже).

То есть словосочетание «сотворение мира» следует понимать как заключение мира после тяжелейшей войны между Славяно-Арийской Империей и Древней Армией Китая. Ну и так, к слову, символом этой победы был всадник на коне, пронзающий дракона копьём. После некоторых модификаций сегодня это всадник известен как Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы.

Герб Москвы, которому, как выясняется более 7,5 тысяч лет.

Но вернёмся к славянскому календарю. По нему сейчас идет 7530 лето со дня Сотворения Мира с Звездном Храме (СМЗХ). Только вдумайтесь: почти за 5,5 тысяч лет до введения юлианского (который позже сменился на нынешний григорианский) календаря, славяне придумали своё — как ниже заметим, очень точное и логичное — летоисчисление. И по летоисчислению славяно-арийский календарь является самым древним календарём. Возможно, звучит немного по-славянофильски, но это лишь факты.

В учебниках истории нам говорят о том, что славяне начали образовывать какое-то подобие единого народа и государственности только в девятом веке. Потом позвали Рюрика, приняли христианство, Кирилл и Мефодий придумали письменность и так далее и тому подобное до тех пор, пока Петр I наконец-таки не прорубил тёмным славянам окно в светлую Европу.

Если так, то как же тогда славяне жили 6 с лишним тысяч лет до этого? И видимо не просто жили, а ещё и летоисчисление вели. А раз вели летоисчисление, то и письменность у них была. И тут самое время перейти к устройству славянского календаря и удивиться, на каком высоком уровне он был организован.

Про месяцы

Наши предки выделяли всего три времени года. Оусень (под сенью атмосферы), зима и весна. А всё вместе это называлось летом. Ни годом, а именно летом. Именно поэтому у нас есть летописи, летописцы, летоисчисление, но нет годописцев и годописей.

Каждое время года продолжалось 3 месяца, а лето составляло 9 месяцев. Каждый месяц имел весьма логичное по тем временам название. К слову, месяцы ещё иногда называли сороковниками (это к разговору о том, почему не четыредцать, а сорок — ссылка будет в конце). Год начинался 22 сентября в день осеннего равноденствия — это был второй осенний месяц.

1. Рамхат — Сроковник Божественного начала (осень)

2. Айлет — Сороковник Новых даров, собирали весь урожай (осень)

3. Бейлет — Сороковник Белого сияния и Покоя мира (зима)

4. Гэйлет — Сороковник Вьюг и Стуж (зима)

5. Дайлет — Сороковник Пробуждения Природы (зима). То есть месяц, дающий лето.

6. Элет — Сороковник Посева и наречения (весна). «Э» означало ожидание. И даже сейчас, чтобы заполнить паузу (ожидание) мы иногда говорим «Ээээ…»

7. Вэйлет — Сороковник Ветров (весна)

8 — Хейлет — Сороковник Получения даров природы (весна). В этом месяце получали первый урожай.

9 — Тайлет — Сороковник Завершения (осень). «Тай» — это вершина, то есть конец «Лета». Отсюда же, кстати, слово «тайга» — конец пути.

Обращаю внимание на то, что у всех месяцев (кроме первого) окончание «лет», потому что все месяцы — это части лета. А на то, какая именно часть, указывает первый слог.

Месяцы делились на нечетные , в которых было по 41 дню, и четные, в которых было 40 дней. Таким образом 1, 3, 5, 7 и 9-ый месяцы имели по 41 дню, а 2, 4, 6 и 8-ой длились 40 дней. В сумме 365 дней. Но так как год на самом деле состоит из 365,25 дней, у славян (да-да, они были в курсе этого) каждый 16-ый год был Священным Летом и в нём было 369 дней, то есть каждый месяц длился 41 день. За 16 лет как раз набегало 0,25•16=4 дополнительных дня и славяне их учитывали.

Славянский календарь в отличие от юлианского был очень точен. К 1582 году юлианский календарь убежал на 10 лет, а к данному моменту на все 13 лет. А почему? Потому что в основе у них лежала десятичная система счисления, они считали столетиями.

У славян же была шестнадцатиричная система счисления. И календарь был основан на ней. К слову сказать, за десятки тысяч лишь этот календарь не отстал и не поспешил ни на день.

Славянский календарь. Он назывался Щит Числобога или Сварожий круг. В нём заложено очень много информации и он устроен намного сложнее современного календаря.

Этот 16-летний период назывался кругом. А проходя через 9 стихий, совершался Круг Жизни — 16•9=144 года. То есть славянский период — это 144 года, а нынешний — 100 лет.

Как я сказал в начале, сейчас мы живем по григорианскому календарю (очухались на втором тысячелетии, что надо как-то учитывать четверть дня в году), и в месяце у нас может быть 28, 29, 30 или 31 день. То есть для каждого месяца своя табличка.

У славян было все намного удобнее и проще. Всего две таблички: четные месяцы (40 дней) и нечетные (41 день). При этом если лето начиналось в понедельник, то и все нечетные месяцы начинались в понедельник, а четные — в шестицу. И в самом круголете каждый год начинался в определенный день. Поэтому можно было легко вычислить какой день недели был сотни и тысячи лет назад.

9 дней в неделе

В каждой неделе у славян было 9 дней. То есть, несмотря на то, что месяц у них длилися 40 или 41 день, количество недель было, как и сейчас, примерно 4,5. Любопытно, что в двух месяцах (40+41 день) был 81 день, то есть 9 полных недель. Таким образом славяне могли быстро и точно высчитать какой день недели был много лет назад.

Дни недели у наших предков назывались намного логичнее, чем сейчас.

1 день — ПОНЕДЕЛЬНИК, то есть после недели (через 7 строчек смысл станет понятен).

2 день — ВТОРНИК, от слова «второй».

3 день — ТРИТЕЙНИК, от слова «три». «Среда» появилась в семидневной неделе, от слова «середина», потому что среда — это середина рабочей недели.

4 день — ЧЕТВЕРИК (позже — четверг), от слова «четыре».

5 день — ПЯТНИЦА, от слова «пять».

6 день — ШЕСТИЦА, и снова всё логично, от слова «шесть», никакой субботы не было.

7 день — СЕДЬМИЦА, от слова «семь».

8 день — ОСЬМИЦА, то есть «ось земли», раньше говорили не восемь, а осемь.

9 день — НЕДЕЛЯ, то есть «нет дел».

Ну и ещё раз про понедельник. Так как последний день недели назывался «неделя» (простите за каламбур), то понедельник — это день после недели, то есть (по-недель-ник)

Вот вам цитата из «Конька-Горбунка»: «…и на первую седьмицу он поехал в град-столицу…» или из «Каменной чаши»: «…вот осьмица уж прошла, и неделя подошла…».

Работа и отдых

Интересно то, как была устроена неделе в плане труда и отдыха. Нам сегодня, возможно, стоило бы к ней присмотреться. Первый и второй дни недели всегда были рабочими. Третий день — день отдыха. Плюс тритейник был разгрузочно-постным днём. Оно и логично — если не работаешь, то тратишь меньше энергии, не нужно много есть.

Четвертый день рабочий. Пятница была серединой 9-днейвной недели. Это тоже был рабочий день, но тяжёлый труд не поощрялся. Шестица была днём отдыха. В седьмицу обычно устраивали отдых от ежедневных бытовых хлопот, однако день был рабочим. В осьмицу старались закончить все начатые на неделе дела. В девятый день (неделя) отдыхали, гуляли, устраивали свадьбы и пиршества, ходили в гости.

Иначе говоря, трудились славяне чуть меньше, чем сейчас. Сейчас мы 5 дней работаем и 2 дня отдыхаем, раньше же два дня трудились, один день отдыхали, снова два дня работали и один отдыхали и так далее.

Если переводить в проценты, то теперь мы отдыхаем на 5% меньше. Сейчас 28,5% от недели, а раньше на Руси отдыхали 33% недели. Но важнее, на мой взгляд, другое. Раньше не перетруждались: день через два отдыхали. Если бы сейчас был такой график, наверное депрессий было бы меньше и хронической усталостью люди бы не страдали. Хотя ездить на дачу и в деревню с таким графиком, конечно, было бы неудобно (это раньше все жили в деревнях, многоэтажек и мегаполисов не было).

Почему славянские 16 часов в сутках были правильнее и логичнее нынешних 24 часов (а Пётр I взял и отменил)

Если очень коротко напомнить, что из себя представлял славянский календарь, то один круголет состоял из 16 лет, «Круг Жизни» из 9•16=144 лет, каждый 16-ый год был «священным» — аналог нашего високосного для учета того, что в году 365,25 суток, а не ровно 365. Год состоял из 9 месяцев, а каждый месяц из 40 или 41 дня. В неделе было 9 дней.

Часы, части, доли…

Ну а теперь про время и часы. Современные 24-часовые сутки пришли к нам из христианства. Придумал их не папа Римский, он их просто позаимствовал. Придуманы они были ещё Древнем Вавилоне. У них была шестидесятеричная система счисления (третья ссылка в конце как раз об этом) и числа 12, 24, 60 очень хорошо с ней согласовывались.

У славян же была шестнадцатиричная система счисления (16 кг в пуде, в круголете 16 лет, в 16 лет девушка могла выходить замуж и так далее), поэтому и сутки у них длились 16 часов. Во многом это было логичней и правильней.

Во-первых, стоит напомнить, что юлианский календарь убежал за два тысячелетия на 13 лет, а древний славянский за многие тысячелетия (сейчас идет 7530 год по славянскому летоисчислению) остался очень точным.

Во-вторых, у славян не было непонятного деления на до полудня и после полудня. У них было четыре равных части дня: утро, день, вечер и ночь. Каждая часть длилась по 4 часа.

Сутки у славян начинались намного логичнее — вечером, после захода Солнца, когда люди ложились спать. Начинать сутки в полночь — это опять-таки христианская идея, им так было удобнее, потому что в полночь начиналась служба.

Как я уже говорил, в простом лете (раньше год называли летом) было 365 суток, а в священном лете (каждый 16-ый год) было 369 суток.

  • В сутках 16 часов. То есть 1 славянский час = 1,5 современным часам.
  • 1 час делился на 144 части. «Минута» — это слово латинского происхождения. На Руси часы делили на части. 8 славянских частей = 5 современных минут.
  • 1 часть = 144•9=1296 долей. Сейчас минуты делятся на секунды, но «секунда» — это опять-таки латинское слово. У славян части делились на доли. Сейчас в одном современном часе 3600 секунд, а у славян в часе было 186624 доли. Деление было намного более мелким.

Сейчас у нас секунда является минимальной мерой времени, потом уже идут миллисекунды, наносекунды и так далее. То есть, несмотря на то, что вавилонская система была шестидесятеричной, дальнейшее деление происходит по современной десятичной системе — не совсем логично. Не предусмотрели вавилоняне, что может быть что-то меньше секунды. А вот у славян деление идёт на намного более мелкие отрезки времени.

  • 1 доля = 72 мгновения. Отсюда слово «мгновение».
  • 1 мгновение = 760 мигов. Мы до сих пор пользуемся словами «миг» и «мгновение», когда пытаемся описать какой-то очень короткий промежуток времени или говорим о чем-то совершенном очень быстро. Например, выражение «я мигом», «мгновенно» и так далее.
  • 1 миг = 160 сигов. Отсюда и слово «сигануть», то есть быстро переместиться или прыгнуть на бегу.

Обозначения частей времени у славян. Отдельный значок был для каждой части времени от года до сига.

Названия дней

Каждый час имел своё логичное название по роду деятельности, которым обычно занимаются в это время.

Как я уже сказал, сутки начинались с вечера, с захода солнца.

Вечер

1 час — Паобедъ — означало начало нового доброго дня — он длился с 19:30 до 21:00 по нынешнему зимнему времени (напомню, что Россия с осени 2014 года постоянно живет по зимнему времени). Именно в это время начинались новые сутки. Причем у славян не было никакого 00:00. Говорили 16 часов 143 части, а уже 144 части — это первый час.

2 час — Вечиръ — появление звездной росы на Небесах — с 21:00 до 22:30.

3 час — Ничь — нечетное время трёх Лун — с 22:30 до 00:00.

Ночь

4 час — Полничь — полный путь ночных Лун — с 00:00 до 01:30.

5 час — Заутра — звездное утешение росы, то есть звезды становились «тише», были не такими яркими — с 01:30 до 03:00.

6 час — Заура — звёздное сияние, то есть заря — с 03:00 до 04:30.

7 час — Заурнице — окончание звездного сияния, то есть звезд уже не видно— с 04:30 до 06:00.

Утро

8 час — Настя — утренняя роса — с 06:00 до 07:30.

9 час — Сваоръ — восход Солнца доброго дня на Небесах — с 07:30 до 09:00.

10 час — Утрось — успокоение росы — с 09:00 до 10:30.

11 час — Поутрось — пусть собирания успокоенной росы — с 10:30 до 12:00.

День

12 час — Обестина (обестна) — обедня, совместное собрание — с 12:00 до 13:30.

13 час — Обесть (обед) — трапеза, время принятия пищи — с 13:30 до 15:00.

14 час — Подани — время отдыха после трапезы — с 15:00 до 16:30.

15 час — Утдайни — время окончания работы — с 16:30 до 18:00.

Вечер

16 час — Поудани — завершение дня — с 18:00 до 19:30.

Как видите, последний час суток был уже вечерним, а следующие сутки начинались с первого часа. На фотографии ниже часы, по которым видно, когда у славян был вечер, ночь, утро и день, плюс они объединяют в себе сразу две системы счисления времени: славянскую и нынешнюю. Единственное «но» — часы на картинке приведены в соответствие с летним временем, а мы живем по зимнему, то есть есть сдвиг на час.

Как и в случае с неделей (неделя заканчивалась девятым днём, который назывался «неделя»), сутки у славян заканчивались временем, которое называлось «день», поэтому мы поныне говорим «день прошел», а не сутки.

Или другая поговорка: «Утро вечера мудренее» — утро по славянским часам — это третья четверть суток, а вечер — первая. Вечером готовятся ко сну, ночью — спят, а не проблемы решают, а вот утро по славянским часам — начиналось с 12 часов (по-нашему в 06:00), тогда голова свежая и можно мудро всё оценить.

Вместо цифр буквы на часах

Как я уже сказал, 24-часовая система счета времени пришла на Русь с приходом христианства. Чуть позже в городах начали появляться городские часы, часовые башни. Все они уже были 12-часовые (делали два оборота за сутки). Правда, римские и арабские цифры на Руси стали использовать позже (опять же примерно с петровским времен), а до них пользовались буквицами (кириллистическими числами.

Вот такие часы до сих пор висят на башне Суздальского Кремля. Они установлены примерно в середине XVII века, то есть где-то за 50-70 лет до реформ Петра I.

Часы на башне Суздальского Кремля. Фото: vladimirkrym.livejournal.com

Аналогичные часы сохранились и на Спасо-Евфимиевом монастыре. Но куда более интересные часы были раньше установлены на Спасской башне Московского Кремля. (фото ниже). Появились они при Михаиле Федоровиче Романове — первом царе династии Романовых, во второй четверти XVII века.

Их особенность была в том, что они имели разбиение на 17 частей, то есть на 17 часов. Как так? И не 12, и не 24, и не 16, а 17. Многие люди, не особо вдаваясь в подробности считают, что был период, когда в сутках на Руси было 17 часов. Но это не так.

Ещё одни подобные часы с 17-часовым циферблатом. Устройство аналогично Кремлевским в XVII веке.

Обратите внимание, что на часах нет стрелок. Зато сверху есть луч солнца, который указывает на определенное число (буквицу). Луч всегда неподвижен, вращался циферблат. Но почему же 17?

Потому что в то время велся отсчет только дневных часов. Самый длинный день когда? В июне, в день летнего солнцестояния. В время солнце не заходит за горизонт 17 часов 33 минуты. Вот поэтому и делений на часах 17. С заходом солнца часы просто останавливались, а с рассветом отсчет начинался сначала.

Первоисточник 1, 2, 3

stexta
Author: stexta

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *